ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАЦИЙ EXCHANGE АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА
Аннотация. Оперативный обмен неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) – стандартная отраслевая операция и одна из основ системы сервисной поддержки воздушных судов в мировой авиационной практике. В Российской Федераций и Республике Беларусь операция обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) рассматривается налоговыми органами, как последовательная продажа авиакомпанией неисправной авиазапчасти сервисной компании; продажа сервисной компанией исправной авиазапчасти авиакомпании; работы сервисной компании по ремонту неисправной авиазапчасти. Ввиду экономической нецелесообразности российские и белорусские авиаперевозчики проводят операции обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) в США, Китае, странах ЕС, где данная операция стандартная и рассматривается в качестве услуги, указав стоимостью данной услуги пропорционально от затрат на подержание исправного обменного пула авиазапчастей для обмена. Такое решение вопроса в мировой практике помогает создать некий рынок пулов для оперативного обмена имеющихся у эксплуатантов авиазапчастей. Создание пула сокращает время простоя авиатранспорта и исключает дополнительные затраты на создание и пополнение собственного склада авиазапчастей, предоставляет авиакомпаниям равные конкурентные преимущества по сравнению с зарубежными партнерами и, что самое важное, повышает контроль за безопасностью полетов, а значит сокращает авиационные происшествия и инциденты. Внедрение операций Exchange на выгодных для их участников условиях внесет внушительный вклад в развитие авиационной отрасли в целом. Как правомерно пишет Майкл Мильде: «Право должно пониматься как динамическая дисциплина, которая меняется вместе с изменяющимися потребностями общества» [1]. Оперативный обмен неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) было бы целесообразно (для экономики и авиационного сообщества Российской Федераций и Республики Беларусь) выделить в отдельную сферу деятельности и правового регулирования. В Республике Беларусь и Российской Федераций не развивается привлекательный с финансовой и технологической точки зрения рынок «тяжелого» ремонта авиатехники. Низок спрос на воздушные суда российского производства в связи с несоответствием сервисной поддержки мировым стандартам. В настоящее время налоговые льготы в Российской Федераций и Республике Беларусь для предприятий авиационной отрасли носят в основном инновационно направленный характер, что конечно же недостаточно.
Ключевые слова: авиационный компонент, операция Exchange, нологообложение, юридическое оформление, законодательные акты. Оксана Александровна Карпачёва – руководитель юридического отдела АО «Флайттайм», Российская Федерация Oksana.Karpacheva@flighttime.ru АВИАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК. 2019. Т. 1. № 1 79
Понятие оперативного обмена авиационных компонентов (exchange)
«На западе существует процедура Exchange – это фактически обмен отказавшего блока на рабочий в очень краткие сроки, чтобы самолет не простаивал. Таким образом, мы меняем один блок на другой с доплатой со стороны авиакомпании, и авиакомпания не ждет пока блок отремонтируется, сразу приступая к полетам»[2].
Главной задачей технической поддержки воздушных судов во всем авиационном мире является процедура оперативной замены неисправного авиационного компонента из обменного пула сервисной компании (можно его обозначать как «Обменный пул/фонд компонентов») на исправный компонент. Поэтому обменные сделки так популярны в мировой практике. Оперативный обмен, в мировой практике обозначенный как операция Exchange, позволяет решить вопрос по срочному ремонту воздушного судна, максимально снизить срок ремонта, минимизировать время простоя ВС, ускорить процесс ремонта воздушного судна, сократить время его простоя, наладить контроль над оборотом компонентов и выработать прозрачность прохождения и нахождения того или иного компонента в Обменном пуле, что напрямую влияет на безопасность полетов и заинтересованность авиакомпаний в проведении ремонтных работ и подержанию летной годности воздушных судов на сертифицированных российских и белорусских сервисных и ремонтных станциях.
Так как согласно статьи 23 Воздушного кодекса Республики Беларусь: «Требования к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов устанавливаются авиационными правилами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами и являются обязательными для организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, участвующих в создании, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации, ремонте, модернизации, переоборудовании и модификации воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов и их доработке по бюллетеням разработчика и (или) изготовителя»[3].
Поэтому настоящая статья не будет описывать гарантийные обязательства и техническое состояние принимаемого в обмен вышедшего из строя компонента. Так как это тема для отдельной статьи и она требует особого и пристального внимания.
Мировой авиационный опыт выработал следующую схему операционной замены авиационных компонентов Exchange:
a) Эксплантат/авиакомпания сталкивается с необходимостью замены вышедшего из строя авиационного компонента. Обращается к сертифицированному Шопу (ремонтной станции) с запросом по замене;
b) Шоп (Сервисная/ремонтная станция) предоставляет из своего обменного фонда рабочий компонент;
c) Шоп, снимает неисправный авиационный компонент и очень быстро устанавливает рабочий, сертифицированный, отвечающий требованиям авиационных властей (EASA FORM 1 в соответствии с требованиями одобренных процедур сервисной станции), авиационный компонент;
d) Воздушное судно авиакомпании готово к работе, а тем временем неисправный авиационный компонент Шопом отправляется в ремонт.
e) Шоп проводит ремонт и отремонтированный компонент становится частью обменного фонда и переходит на склад сервисной станции/Шопа до момента, когда поступит новая заявка от авиакомпании.
f) Шоп формирует счет за услугу операции Exchange (в нее обычно входит: счет ремонт неисправного компонента и счет за аренду исправного компонента. Аренда исправного компонента оговаривается сторонами в количестве дней, если авиакомпания выходит за оговоренное количество дней и не возвращает неисправный блок в указанное время, Шоп выставляет повторный счет за аренду).
g) Если ремонт компонента экономически не целесообразен или ремонт не возможен – BER или авиакомпания по какой-то причине не предоставляет сломанный блок – сделка переводится в куплю-продажу по заранее согласованной с авиакомпанией стоимости.
Ценообразование.
В зависимости от Шопа, применяются различные варианты ценообразования, есть более простые, есть более сложные. Один из факторов ценообразования будет производится с учетом технического состояния компонента, ресурсных показателей (ремонт/ капитальный ремонт/доработка, техническое обслуживание). Как процент от стоимости рабочего блока или оценочная компенсация затрат на ремонт неисправного блока или полное возмещение понесенных затрат или (в зависимости от степени эксплуатации ВС) привязано к ставке с летного часа.
В любом случае будут учитывается затраты на поддержание обменного фонда компонентов. Это так называемая аренда за пользование исправным компонентом, в зависимости от количества дней или привязывается к летному часу, может включать членский взнос, компенсация расходов на IT обслуживание, информирование, классифицировать можно следующим образом:
• Компенсация расходов на формирование обменного фонда;
• Инспекция компонентов на аутентичность, сертификацию/продление летной годности компонента.
• Компенсация затрат на ремонт, сертификацию, подержание летной годности компонента
• Компенсация административных расходов
• Компенсация расходов по подержанию достаточного объёма оборота обменного фонда
Не смотря на сложность данной сделки, она очень популярна и распространена в мировой практике и экономически целесообразна для всех игроков авиационного рынка. Боле того, оперативный обмен авиацион- 80 THE AVIATION HERALD, 2019, v.1, no. 1 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ных компонентов (операции Exchange) стимулирует работу сервисных компаний, создание единого обменного фонда компонентов производится системно, что позволяет более тщательно контролировать безопасность полетов и соответствие требованиям сертификации, аутентичности и подержанию летной годности.
Виды операции Exchange в мировой практике.
В зависимости от вида обменного фонда можно разделить обмен авиационных компонентов (Exchange) с реальным обменным фондом – Exchange и операционный Exchange с операционным обменным фондом.
Под реальным обменным фондом понимается – централизованный склад авиационными компонентами, из которого удовлетворяются потребности авиакомпаний с целью Exchange.
Под виртуальным обменным фондом понимается – авиационный компонент не перемещается централизованно на определенный склад, а берется у одного Шопа другим Шопом за арендную плату.
Еще одной квалификацией является: «В мире распространены три основные схемы организации пулов запасных частей. В первом варианте пул формируется группой перевозчиков с созданием единого склада и общей управляющей структуры. Участники пула инвестируют свои средства в складские запасы и финансируют деятельность управляющей структуры.
Во втором случае перевозчики, формирующие пул, сохраняют собственные склады, но создают единый информационный портал, которому платят отчисления за информационное обеспечение. Запасные части передаются между авиакомпаниями-участниками, на условиях прямой аренды. Третий вариант предполагает наличие независимого оператора, который формирует собственный пул запасных частей и передает их в аренду по запросам авиакомпаний»[4].
Конечно же вид Exchange напрямую влияет на ценообразование. Возникает вопрос ответственности, гарантийных обязательств и контроля. Повторюсь, что эта тема для отдельной статьи и в данном контексте мы специально не затрагиваем данные моменты потому, что в рамках одной статьи не сможем полноценно раскрыть столь важную тему.
Проблема применения «операции Exchange» на территории России и Белоруссии
В мировой практике оперативный обмен авиационных компонентов (Exchange) рассматривается как одна услуга. Однако, в Российской Федерации и в Республике Беларусь данная операция классифицируется как две встречные сделки купли-продажи с соответствующими документальными ограничениями и налоговыми последствиями, а последующий ремонт, еще как самостоятельная сделка. Тем самым подталкивая авиакомпании обращается к иностранным сервисным станциям/Шопам.
Отсутствие в налоговых нормах гибкого регулирования понятия – реализации применительно к обороту авиационных компонентов в рамках сделки Exchange- не позволяет учитывать оказываемые услуги Exchange самостоятельно от движения самих компонентов.
Тогда как в мировой практике Шоп при совершении сделки Exchange в качестве услуги, не сталкивается с документальными ограничениями и оформляет данную сделку, как одну услугу определив ее стоимость как компенсацию своих затрат. Что позволяет уйти от недостоверного ценообразования по цепочке сделок, соответствующих налоговых рисков и как следствие оперативной установки на ВС исправного компонента.
Еще одним негативным моментом отсутствия правового урегулирования оперативного обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) является отсутствие формирования данного рынка в целом, что, в свою очередь, препятствует и является недостатком для российских и белорусских производителей авиационной техники, препятствующим созданию современных систем послепродажного обслуживания авиационной техники.
Налогообложение
В связи с тем, что в России и Белоруси данная операция обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) классифицируется как встречные сделки купли-продажи и последующий ремонт, еще как самостоятельная сделка.
А в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок»[5].
В рамках действующего налогового законодательства Республики Беларусь любое отчуждение товара одним лицом другому лицу признается реализацией с соответствующими налоговыми последствиями по начислению НДС, налогу на прибыль и вытекающей из этого достаточно громоздкой и трудоемкой схемой документооборота. Аналогичная ситуация происходит и в России.
Не упрощает задачу квалификация операции обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange) как мену неравноценных блоков, здесь авиакомпании сталкиваются с невозможностью формирования цены на компонент, снятый с воздушного судна и не отраженный самостоятельно в регистрах бухгалтерского учета. Все время прибегать к экспертной оценке авиакомпания по определению не сможет, это дополнительные расходы и непонятно каким образом квалифицировать потом ремонт вышедшего из строя блока, обосновывать экономическую целесообразность сделки и как принимать потом ее к бухгалтерскому учету.
Трудоёмкая схема документооборота является существенным конкурентным недостатком для российских и белорусских производителей, что препятствует развитию авиастроения в целом наших суверенных держав.
Юридическое оформление «операций Exchange», в какие законодательные акты можно было бы внести изменения
Значительно оптимизировать документооборот операций Exchange можно было бы в рамках изменений положений налогового законодательства.
Например, если бы ункт 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь дополнить «Передача вышедших из строя частей воздушного судна в рамках выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту, поддержанию летной годности воздушных судов». Это позволило бы сделать исключение операции EXCHANGE из понятия реализации. Тем самым считать ее одной сделкой согласно мировой практике, а не цепочкой последующих реализаций.
Конечно необходимо провести системный анализ норм права и сравнить последствия варианта оформления, который может стать возможным при принятии предложенных изменений. Уверена, необходим более фундаментальный подход к решению данной правовой задачи. Целью настоящей статьи является в большей мере обозначить проблему и прекрасные возможности оперативного обмена неисправных авиационных компонентов (операции Exchange), который столь популярен на мировом авиационном рынке.
Перспективы реализации операций Exchange на территории Российской Федерации и Республики Беларусь
Опираясь на мировой авиационный опыт, можно предположить, что нормативное урегулирование оперативного обмена авиационных компонентов (Exchange) благотворно скажется на всех игроках авиационного рынка:
• Появится регулируемый, прозрачный, дифференцированный обменный пул растаможенных авиационных компонентов в России и Республике Беларусь, что уменьшит сроки ремонтов и минимизирует ремонты у иностранных Шопов;
• Усилится позиция послепродажного сервиса российских и белорусских производителей, сервисные и ремонтные станции получат дополнительные преференции для развития, что благоприятно скажется на всей авиационной отрасли наших суверенных держав. Упростится задача по созданию конкурентного послепродажного обслуживания, повысится качество обслуживания, что благотворно скажется на безопасности полетов в целом;
• Появление отечественных рынков с централизованными пулами авиационных компонентов значительно увеличит налоговые отчисления в бюджеты наших суверенных держав.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Мильде, М. Международное воздушное право и ИКАО / М. Мильде: пер. с англ. А.М. Бобкова, М.А. Гайдуковой, П.А. Зиминой, И.С. Любимовой, О.А. Фроловой, А.В. Чамкиной; под. ред. О.И. Аксаментова. – СПб: Институт AEROHELP, 2017 – 21 с. 2. «Российскому рынку ТОиР необходима процедура Exchange» интервью Генерального директора Компании ЗАО «АВИАХЭЛП ГРУПП» Савельевой Екатерины, подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.aviaport.ru/news/2014/02/27/276489.html 3. Воздушный кодекс Республики Беларусь : 16 мая 2006 г. № 117-З : принят Палатой представителей 3 апр. 2006 г. : одобр. Советом Респ. 24 апр. 2006 г. – Минск : Амалфея, 2014. – 46 с. 4. Синицкий, А. Общие запчасти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ato.ru/content/obshchie-zapchasti. 5. Налоговый кодек Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г. № 166-З : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. – Режим доступа: www.pravo.by Статья поступила в редакцию 09.10.2019